Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по технологии создана на
основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего
образования 2004 года и разработано по учебнику под редакцией Симоненко
В.Д. «Технология» (М.: Вентана – Граф,
2010) для 4 класса
В
федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» в 4 классе
отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Деятельностный
подход к построению процесса обучения по технологии является основной
характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у
учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира,
о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет
сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения
и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения
конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных
материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность
практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены
на основе постепенного увеличения степени технологической сложности
изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой
инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения
принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой
деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Независимо
от технологической направленности обучения, программой предусматривается
обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями
и способами деятельности, приобретение опыта практической деятельности по
изготовлению изделий из различных материалов.
С
учетом специфики данного учебного предмета в примерной программе выделены три
содержательных линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают
возможность постепенно углублять и расширять программный материал:
«Общетрудовые знания, умения и способы деятельности» (ЗУСД), «Технология
изготовления изделий из различных материалов» (РРМ), «Домашний труд» (ДТ).
В процессе обучения технологии в начальной школе
реализуются следующие цели:
-
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения,
технического и логического мышления, глазомера, способностей ориентироваться в
информации разного вида,
-
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий,
- овладение
начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом
практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов
труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной
оценки соей работы, умениями использовать компьютерную технику для работы с
информацией в учебной деятельности и повседневной жиз
-i t
�� �o� ine-height:120%'>Темы раскрывают богатство и разнообразие
представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы,
и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны
осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными
культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников
на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в
объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Наряду с основной формой организации
учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи;
используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные
связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются
межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть
большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»),
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы,
отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по
изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии,
реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает
возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа
обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык
изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с
окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является
выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной,
изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура,
дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из
этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому
является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства
в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу
вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной
действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья –
Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной
деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей
жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели
обучения
Изучение
изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на
достижение следующих целей:
•
развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире
пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре,
дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями,
навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Место
предмета в базисном учебном плане
В
федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение
программного материала отводится 34
часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана
на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской
программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей
программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях
используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в
малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей,
результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает
значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль
играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное
представление о культуре народа.
Большое
внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные
термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
На уроках
изобразительного искусства формируются умения:
♦
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
|