I.
Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в
базисном учебном плане, цели его изучения;
II.
Основные содержательные линии программы;
III.
Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;
IV.
Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам
курса;
V. Календарно-тематическое
планирование.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение русскому языку в начальной
школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи
с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический
курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку в 4 классе
основывается на усвоении существенных признаков морфологических,
синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между
признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование
специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис»,
«Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной
речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку,
повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений
на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля
(самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и
интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно
красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут
проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков
письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного
начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности
письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над
группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью
(её развитие у младших школьников
отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует
проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и
представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и
дифференциации обучения.
Основные
содержательные линии.
Языковой материал представлен в
программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального
общего образования.
В
4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы.
Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики,
морфологии, морфемики.
Курс данной программы включает систему
грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками
разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи,
группировать, классифицировать по определенным признакам, производить
морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор
простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания
и умения по темам формируются
постепенно, последовательно и
заканчиваются темой «Повторение». Кроме основных разделов программы отводятс17
часов на развитие речи обучающихся.
Цели
обучения
·
развитие
речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии
с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
·
освоение
первоначальных
знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными
способами анализа изучаемых явлений русского языка;
·
овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять
несложные монологические высказывания;
·
воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою
речь.
·
формирование
специальных умений и навыков по разделам программы.
Рабочая
программа 4 класса составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из
расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
|