Пояснительная
записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4
класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного
стандарта общего образования 2004 года и
на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная
программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы
Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».
Программа
Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный
комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному
предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании
отводится 68 часов (2 ч в неделю),
что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс
«Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой
актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом
третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не
исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер
фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут
иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и
социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в
обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит
личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной
задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного
образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей,
для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной
экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к
жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека
— доброта, терпимость, ответственность.
К
числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу),
к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного
поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого
себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению
естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При
этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для
развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание
курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной
гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Цели обучения
Изучение
окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать,
обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие
задачи;
• освоение знаний об окружающем мире,
единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе
и в обществе;
• воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и
укреплять здоровье.
Общие
учебные умения, навыки и способы деятельности
В
процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие
учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные
стандартом начального общего образования.
К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное
описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение
простейших измерений разными способами с использованием соответствующих
приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и
качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и
др.
Курс
обеспечен:
• Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.
4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
• Рабочая тетрадь к учебнику:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
• Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4
класс.2009.
• Тетрадь на печатной основе
А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
• «Школа
России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение»,
2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно
Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации для обязательного изучения окружающего
мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Количество часов в неделю по программе -
2
Количество часов в неделю по учебному
плану - 2
Количество часов в год – 68
Количество практических работ -23
Количество экскурсий - 3
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную
школу и содержат три компонента
знать/понимать
— перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь
— владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений,
которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В
результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
• название нашей планеты, родной страны и ее
столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства
воздуха, воды;
�8���`� 0I� ературного чтения осуществляются
внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
В процессе освоения
предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие
учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно,
достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием
читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое
высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным
аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению
про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому)
произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений
по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем
анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с
использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить
текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и
выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и
описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух
произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать
свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
|