Пояснительная
записка
Статус документа
Рабочая
программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе
федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая
характеристика учебного предмета
Литературное
чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует
общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного
чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной
школы.
Специфика
начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с
русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс,
в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием
и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по
совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста,
формированию читательской самостоятельности.
Рабочая
программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей
привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем
богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии,
красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное
отношение к действительности.
Литературоведческий
принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе
литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово
становится объектом внимания читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой
принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и
развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является
навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном
развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы
чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее
во внутреннем плане.
Стандарт начального
общего образования по литературному чтению
Изучение литературного чтения на ступени
начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком
обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству
слова;
- воспитание интереса к
чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и
зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России.
Рабочая программа
ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования,
позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и
интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности)
носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность,
имеют творческую составляющую.
В учебно-методический комплект «Школа
России» входят:
- Учебник: Климанова Л.Р.,
Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2009.
- Программа и методические
рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение,
2005.-Серия «Успешный старт».
- «Школа России». Концепция и Программы для
начальных классов. М.: Просвещение, 2009.
Основные содержательные линии
В рабочей
программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных
содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает
перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в
начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А.
П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С.
Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П.
Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я
Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт,
Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая
содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание
формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное
литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные
литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за
время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и
музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование
умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует
содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений
работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды
речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает
аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая
программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов:
«Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая
тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства»,
«Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение
литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе
образования младших школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение
к классике художественной литературы;
• воспитание интереса
к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на
изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, из них 1 час в две недели - на внеклассное чтение. Всего на
изучение программного материала отводится 102часов.
Рабочая программа «Литературное чтение» 4
класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России»,
а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.
Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы
предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со
схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание
уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются
внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
В процессе освоения
предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие
учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно,
достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием
читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое
высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным
аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению
про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому)
произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений
по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем
анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с
использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить
текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и
выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и
описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух
произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать
свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
|