Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по
предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на
основе федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы
направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами
художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих
способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности
изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке
художественной информации. Обучающиеся получают представление об
изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты
искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного
образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие
произведений искусства (ученик - зритель) и собственную
художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность
показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве,
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет
вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Целью художественного воспитания и
обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур
народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте
человека.
Рабочая программа построена так, чтобы
дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров
из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного
материала.
Приобщаясь через уподобление
сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов
Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества,
открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства
человеческой культуры.
Многообразие представлений различных
народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда,
архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Темы раскрывают богатство и разнообразие
представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы,
и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны
осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными
культурами и что они не случайно разные.
Художественная деятельность школьников
на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в
объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей,
результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Наряду с основной формой организации
учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи;
используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные
связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются
межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть
большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»),
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы,
отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по
изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии,
реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает
возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа
обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык
изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с
окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является
выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной,
изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура,
дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из
этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому
является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства
в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу
вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной
действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья –
Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной
деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале
структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей
жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Цели
обучения
Изучение
изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на
достижение следующих целей:
•
развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире
пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре,
дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями,
навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Место
предмета в базисном учебном плане
В
федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение
программного материала отводится 34
часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана
на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской
программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей
программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности
обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и
самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях
используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в
малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей,
результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
В 4 классе возрастает
значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль
играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное
представление о культуре народа.
Большое
внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные
термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности
На уроках
изобразительного искусства формируются умения:
♦
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять
с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых
художественных произведений;
|